volynko

Category:

Всемирная Выставка в Париже 1937 год

В конце мая 1937 года французский художник Амеди Озенфан отправился в Париж, чтобы посетить всемирную выставку, которая открылась 24 мая.

Немецкий (слева) и советский павильоны обращены друг к другу. иллюстрация: AKG IMAGES
Немецкий (слева) и советский павильоны обращены друг к другу. иллюстрация: AKG IMAGES

Борьба за основные призы развернулась между СССР и Германией, имевших крупнейшие павильоны. 

После визита он отметил: «Как только я вышел на грандиозную сцену, я был полностью потрясен! Какая неожиданность, как все это прекрасно, какое огромное, разнообразное, упорядоченное, величественное и в то же время такое естественное, легкое и молодое одновременно. «Мир».

Озенфант, художник-модернист своего времени, определенно не является репрезентативным свидетелем как таковым. Но впечатление, которое мировая выставка произвела на 31 040 955 посетителей, удивительно хорошо отражено в его словах.

Всемирная выставка в Париже 1937 г.
Всемирная выставка в Париже 1937 г.

Разные образы, разные ракурсы вошли в коллективную память всемирной выставки: виды, показывающие Эйфелеву башню 1889 года посередине и немецкий павильон слева, советский павильон справа от главной дороги, оба безошибочно огромные и обращенные лицом друг к другу фронтально. 

Советский павильон представлял собой галерею длиной 150 м. Спроектированное Б. М. Иофаном здание было облицовано самаркандским мрамором и увенчано знаменитой 24-метровой скульптурой рабочего и колхозницы, созданной по проекту В. И. Мухиной.

Париж, Expo, Всемирная выставка 1937 года, Pavillon de l'U.R.S.S., советское здание
Париж, Expo, Всемирная выставка 1937 года, Pavillon de l'U.R.S.S., советское здание

Статуя «Рабочий и колхозница» Мухиной названа западными критиками "величайшим произведением скульптуры XX века", и ставшая неофициальной эмблемой Советского Союза, которая разошлась по свету в бесчисленных репродукциях, на почтовых марках, плакатах и заставках «Мосфильма».

Марки СССР 1938, февраль-март. Павильон СССР на международной выставке в Париже, на марках — Монумент «Рабочий и колхозница». №№580, 582, номинал — 5 коп. 50 коп.
Марки СССР 1938, февраль-март. Павильон СССР на международной выставке в Париже, на марках — Монумент «Рабочий и колхозница». №№580, 582, номинал — 5 коп. 50 коп.
Статуя «Рабочий и колхозница» Мухиной
Статуя «Рабочий и колхозница» Мухиной

В 1939 году скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ныне ВВЦ). Реставрирована в 1979 и в 2003-2009 г.г. В новом павильоне-постаменте разместится выставочный зал и музей В. И. Мухиной.

Статуя «Рабочий и колхозница» Мухиной на Всемирной выставке в Париже 1937 г.
Статуя «Рабочий и колхозница» Мухиной на Всемирной выставке в Париже 1937 г.
Советский павильон на Всемирной выставке в Париже 1937 г.
Советский павильон на Всемирной выставке в Париже 1937 г.

Орел со свастикой был возведен на престол в Немецком павильоне, монументальная скульптура «Рабочий и колхозница» с серпом и молотом - в Советском павильоне. 

Немецкий павильон, известный как «Немецкий дом», был спроектирован любимым архитектором Гитлера Альбертом Шпеером, советский - Борисом Иофаном, который проектировал для Сталина «Дворец Советов» высотой 400 метров.

Немецкий павильон на Всемирной выставке в Париже 1937 г.
Немецкий павильон на Всемирной выставке в Париже 1937 г.

Немецкий павильон, по замыслу архитектора А. Шпеера, был построен в форме римской цифры III. Главный приз советский и немецкий павильоны поделили. 

Шпеер пишет в мемуарах : 

На выставочной территории строительные площадки советского и немецкого павильонов были расположены прямо друг против друга - продуманная шпилька французской администрации выставки. По чистому случаю, заблудившись, я попал в помещение, где увидел сохраняющихся в тайне проект советского павильона. С высокого цоколя прямо на немецкий павильон триумфально надвигалась десятиметровая скульптурная группа. Я быстро сделал новый набросок нашего павильона в виде массивнейшего куба, расчлененного на тяжелые прямоугольные колонны, о которые, казалось, должен был разбиться вражеский порыв, а с карниза моей башни на русскую пару сверху вниз взирал орел со свастикой в когтях. За это сооружение я получил золотую медаль, мой советский коллега - тоже.
Всемирная выставка в Париже, 1937 г. Немецкий павильон с фонтанами и Эйфелева башня, вид со ступенек Дворца Шайо Дата: 1937 г. Место: Франция, Париж
Всемирная выставка в Париже, 1937 г. Немецкий павильон с фонтанами и Эйфелева башня, вид со ступенек Дворца Шайо Дата: 1937 г. Место: Франция, Париж

Собственно, всемирной выставки тогда не проводилось. Официальное название - «Международная выставка искусства и технологий в современной жизни», классифицированная как «специализированная выставка» в соответствии с правилами «Bureau International des Expositions», которое награждает организацию всемирных выставок.

Франция хотела представить себя страной современности, страной новаторских технологий и, конечно же, культурной нацией по преимуществу.

Всемирная выставка в Париже 1937 г.
Всемирная выставка в Париже 1937 г.

Источник: tagesspiegel.de

Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.

В статье использована марки из коллекции volynko 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
sitella
Видела по ТВ документальный фильм об этой выставке. Советский павильон имел большой успех, его посетило большое количество народа, не протолкнуться. Он ,действительно, произвел неизгладимое впечатление. Спасибо!
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →